Исследование импрессивной речи
1) Исследование понимание связной речи (используется составление рассказа по серии сюжетных картинок);
2) понимание предложений (выполнение поручений, типа, «Возьми игрушку», «Подай, пожалуйста, книжку» и т.п.);
3) исследование понимания различных грамматических форм:
а) Предлагаем для сравнения две фразы: «Мальчик бежит за собакой», «Собака бежит за мальчиком». Одинаковы ли эти фразы?
б) Понимание предложных конструкций (с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ОКОЛО). Инструкция: «Положи ручку на тетрадь», « . под тетрадь»,
« . за тетрадь», и т.д.
Можно использовать рисунки детей: «Нарисуй дерево около дома», «Нарисуй трубу на крыше дома».
в) Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Предлагаются две картинки: карандаш - карандаши, стол - столы, книга - книги, окно - окна.
г) Дифференциация глаголов с различными приставками.
Предлагаются картинки: «Покажи, где мальчик вышел из дома, где перешел улицу, где вошел в дом» и т.д. Можно использовать картинки с самолетом (улетел, прилетел, вылетел, облетел), с машиной (приехала, уехала, выехала и т. д.).
Полноценное понимание слов может осуществляться при наличии достаточно развитого фонематического восприятия у ребенка и прочной связи между стабильным звуковым комплексом и предметом, действием, качеством, отношением, которое он обозначает.
Ребенок показывает называемые логопедом предметы. Далее вперед ребенком раскладывают три - четыре - пять картинок, и предлагают показать: где клюв? Где весло? Где табуретка? и т. д.
Для детей 7- 8 лет условия обследования усложняются за счет расширения объема воспринятого на слух. Перед ребенком раскладывается шесть - восемь картинок и он должен последовательно показать два- три предмета: «Где стакан - книга-ручка? Где перчатки - фартук - сачок?» и т. д.
А. Р. Лурия рекомендует использовать многократное повторение слов или группы слов для проверки понимания в затрудненных условиях. Например, покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу и т. д. Необходимо обратить внимание на то, возникает ли «отчуждение» смысла слова. В этом случае у ребенка может страдать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объем.
Для выявления особенностей понимания слов детьми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого недоразвития, следует использовать сложные виды заданий Например, подобрать к названным качествам подходящие предметы: МОКРЫЙ - ., ТЯЖЕЛЫЙ - ., РАДОСТНЫЙ - .; подобрать к названию целого название части: ПЛАТЬЕ - РУКАВ, ДВЕРЬ - ., ЗАБОР - ., ДОМ
- .; подобрать к названию общего понятия частное: ЖИВОТНОЕ - СОБАКА, РАСТЕНИЕ - ., НАСЕКОМОЕ - .; подыскать названия предметов по названным действиям: . СВЕТИТ, . ПИШЕТ, . ШЬЕТ, . ВИСИТ.
Приведенные выше задания позволяют выявить у детей с недоразвитием речи недостаточность номинативной стороны речи. Учащиеся также обнаруживают недостаточное усвоение синоптических отношений языка, для них близкие значения слов недостаточно дифференцированы и часто применяются вне зависимости от контекста. Непонимание оттенков значений затрудняет выбор и актуализацию слов и задерживает формирование развернутой активной речи.
Смотрите также
Цирроз печени
Цирроз печени - хроническое заболевание с
дистрофией и некрозом печеночной паренхимы, с развитием усиленной регенерации с
диффузным преобладанием стромы, прогрессирующим развитием соединительн ...
Органы слуха, гигиена слуха
Слуховой анализатор - совокупность механических,
рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие
человеком и животными звуковых колебаний.
У высших ж ...
Строение, свойства и биологическая роль витаминов В-12 и В-15
Витамины (от лат. Vita
– жизнь) - группа органических соединений разнообразной химической природы,
необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных
количествах по ...