Состояние звукопроизношения.Материалы о медицине и здоровье / Теоретические основы изучения проявления фонетико-фонематического недоразвития речи на фоне ЗПР у младших школьников / Методика обследования ребенка / Состояние звукопроизношения.Страница 1
Обследование изолированного произношения звуков:
гласные; А, О, У,Э, И, Ы.
свистящие, шипящие, аффрикаты: С, Сь, 3, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;
сонорные звуки: Р, РЬ, Л, Ль, М, МЬ, Н, Нь;
глухие и звонкие парные: П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В, в твердом и мягком
звучании (Пь - Бь, Ть - Дь, Кь - Гь, Фь - Вь);
мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ, также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ и т.д.
Процедура: логопед называет звуки, ребенок повторяет. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.
Обследование произношения звука в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных.
Затем выясняется, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. Используются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры.
Особое внимание обращается на то, как звуки произносятся в предложениях. Примерные предложения для проверки произношения свистящих и шипящих звуков:
У кошки пушистый хвост.
Саша уступил место старушке.
Медвежонок залез на сосну.
Примерные предложения для проверки произношения звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н,НЬ:
Пара разбила тарелку. Маляр красит ларек. Корабль украшен флагами.
Предложения^для повторения с целью проверки произношения согласных;
звуков (звонких и глухих) П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В, С - 3, Ш - Ж:
На дубу прыгает белка.
Дети видели в лесу дупло дятла.
У зины болят зубы.
Соня завязывает синий бант.
Обнаруживается умение произносить слова РАЗЛИЧНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.
Исследуемый звук |
Слова слогововой структуры. и структуры | |
простой |
более сложной | |
Гласные: а, о, у, и, э, ы |
паук мох эхо ива дым |
канава панама петухи |
Согласные: С |
собака колесо нос |
сосна пастух касса |
3 |
зуб замок коза |
заноза замок звезда |
Ш |
шапка кошка мышь |
шмель школа шахматы |
Ж |
жук ножик пижама |
абажур пижама ножовка |
продолжение таблицы
Исследуемый звук |
Слова слоговой структуры. ой структуры | |
простой |
более сложной | |
Ц |
цепь курица палей |
огурцы офицер рукавица |
Ч |
чулок очки ключ |
чучело прачечная |
Щ |
щётка ящик клещи |
ящерица пещера |
Б |
собака зубы яблоко |
бабочка бублик барабан |
Д |
дом вода дыня |
двойка дедушка |
Г |
голова нога глаза |
иголка бумага магазин |
В |
ива сова корова |
гвозди дрова |
Л |
лапа пила стол |
фиалка палатка бутылка |
Р |
рука борода топор |
воробей брови провод |
М |
мама лимон дом |
малина мухомор самовар |
Смотрите также
Внутренние органы человека
Знакомым и даже далеким
от медицины людям известно, что внутренними органами человека являются:
головной мозг, желудок, желчный пузырь, кишечник, лёгкие, матка, мочевой
пузырь, печень, подж ...
ВИЧ передается от больной матери к
ребенку
Это может произойти во время беременности,
рождения ребенка и кормления грудью. Исследования показали, что вероятность
подобного заражения составляет 20-40%. Это означает, что существует, по крайней ...
Семейная психотерапия
Необходимо рассказать
родственникам о клинических признаках ПТСР, о переживаниях и чувствах
больного, о принципах поведения родственников в данной ситуации.
Обязательно не ...